Чем отличаются трещотки между собой?

Чем отличаются трещотки между собой?

Чем отличаются трещотки между собой?

В чем разница между трещотками и кассетами

В трансмиссии многоскоростного велосипеда при переключении передач на заднем колесе используются два стандартных механизма: кассета или трещотка.

В чем между ними разница, что и для какого велосипеда лучше использовать мы и разберемся в этой статье.

Рассуждать о плюсах и минусах каждого типа можно долго – слишком много нюансов есть в вопросе выбора кассет. В этой статье мы остановимся только на основных моментах.

Первыми, при появлении многоскоростных велосипедов, были разработаны трещотки. Затем, через некоторое время, появились кассеты, в которых исправили практически все проблемы и недочёты трещоток.

Прежде всего, давайте посмотрим, в чем конструктивно кассета отличается от трещотки.

Трещотка (Threaded Freewheel) – набор звёзд, с встроенным храповым механизмом, который накручивается на резьбу на задней втулке.

Состоит из

  • 6-8 звездочек, собранных вместе, с количеством зубьев от 13-14 до 28-34.
  • Механизма свободного хода: собачки, пружинки, храповик. Он позволяет прокручиваться в одном направлении и не позволяет в другом.
  • Подшипника.
  • Резьбового кольца для навинчивания на резьбу втулки заднего колеса.

При поломке или износе даже нескольких звёзд проще и дешевле заменить всю трещотку целиком. Хотя нельзя сказать, что это аксиома. Есть мастера, разбирающие и ремонтирующие их, но процесс этот значительно сложнее, чем при ремонте и замене звезд в кассете.

Кассета (Cassette Cluster) – набор звезд собранных или склёпанных вместе.

В отличие от трещотки, кассета надевается на барабан специальной кассетной втулки для заднего колеса. Крепится на нём с помощью шлицевого соединения и фиксируется гайкой. Отверстие в середине кассеты имеет специальные выемки, которыми она цепляется за выступы на поверхности барабана задней втулки.

Кассеты ставят на велосипеды дорогих моделей, так как они более надежные, легкие и ремонтопригодные.

Муфта свободного хода, также состоящая из собачки, пружинки и храповика, расположена внутри барабана задней втулки. Называется такая конструкция — Cassette Freehub.

Зажимная гайка обеспечивает надежное крепление кассеты на шлицах втулки. Её можно смазывать специальным резьбовым герметиком, для предотвращения самостоятельного отвинчивания.

Звезд в кассете обычно больше – от 7 до 11. Чаще всего самая маленькая звезда имеет от 11 зубьев, а большая до 24-36. Хотя встречаются и 11 скоростные кассеты с количеством зубьев от 10 на самой маленькой до 40-42 на самой большой звезде. Стоит она правда около 250 евро.

Появились даже 12-ти скоростные трансмиссии для MTB, в которых звезды имеют от 10-11 до 50 зубьев.

Кассеты различаются по конструкциям, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы как в весе, так и в цене. Более подробно об их типах и конструкциях можно почитать в статье «Виды велосипедных кассет. Конструкции и материалы.»

Втулки для кассеты и трещотки

Как видно из-за особенностей конструкции кассеты и трещотки для каждой из них нужна своя задняя втулка. Трещотку нельзя накрутить на втулку, предназначенную для установки кассеты и соответственно наоборот – кассету не получится поставить на втулку для трещотки.

Втулки для трещоток — с резьбой, а втулки для кассет — с барабаном, на котором есть выступы для шлицевого соединения с самой кассетой. Это различие хорошо видно на рисунке выше.

Важным плюсом при эксплуатации кассет является то, что подшипники у них расположены по краям втулки, близко к дропаутам. Это, в отличие от трещоток, позволяет значительно лучше переносить большие нагрузки на ось втулки при тяжёлом велосипедисте (более 90-100 кг), большом грузе на багажнике, либо при сильных динамических нагрузках на заднее колесо.

Ось на втулках для трещоток, при таких же нагрузках может погнуться, так как в этих втулках подшипник, держащий нагрузку, расположен под первыми звездами, а дропауты давят на края оси. В результате возникает значительно большее, чем у кассет, плечо у силы давления дропаутами на ось и большая нагрузка на неё, которая и может привести к изгибу или даже поломке оси.

В то же время, при покупке кассет необходимо учитывать и их совместимость со втулками разных производителей, о чём в этой статье мы рассказывать не будем.

Далее. Так как у трещотки механизм свободного хода расположен внутри, то шарики у подшипников в нем маленькие и, соответственно, нагрузку они выдерживают меньшую, чем кассета, у которой механизм свободного хода расположен внутри втулки. Места там больше, поэтому шарики в подшипниках более крупные, а значит – они выдерживают большие нагрузки. В дорогих и качественных моделях втулок производители устанавливают промподшипники. Таким образом, механизм свободного хода у кассеты более надежный, чем у трещотки.

Читайте также:  Электролобзик: как выбрать самый полезный инструмент для дома?

Плюсы и минусы трещоток и кассет

Самый большой плюс трещоток – низкая цена. Они всегда дешевле кассет, чем и обуславливается их использование на всех типах детских, подростковых и бюджетных велосипедов.

С точки зрения надежности можно сказать так: кассета более надёжна, чем трещотка, особенно при эксплуатации велосипеда с большими нагрузками. При спокойных покатушках трещотка нормально справляется с переключением скоростей и не стоит переплачивать за кассету.

К минусам трещоток можно отнести такой момент – снять её бывает очень проблематично. Связано это с тем, что резьба на них обычная, правосторонняя, и поэтому, когда велосипедист крутит педали – он все-время закручивает трещотку на втулке. Именно поэтому, чтобы снять её с колеса, нужен специальный съемник и значительное усилие или большой рычаг.

Снять кассету значительно проще, так как прижимная гайка никак не связана с движением колеса – она просто накручивается на барабан. Снимается с помощью двух инструментов: съемника и «хлыста». Съемник вставляется в кассету, так, чтобы его шлицы полностью вошли в пазы стопорного кольца. Затем на одну из больших звезд накидывается цепь хлыста, которым удерживается кассета, пока ключом со съемником откручивается прижимная гайка.

Важный плюс кассет для опытных велосипедистов – количество зубьев на самой маленькой звезде. На кассете их обычно 11, а у трещотки 13-14. Таким образом, на кассете, при одинаковом количестве зубьев на передней звезде и одинаковой скорости вращения педалей (каденсе) можно ехать быстрее. Например: если на передней звезде 32 зуба, а на задней 11, то можно разогнаться до 40 км/ч. А вот при 13 зубьях на трещотке и той же частоте вращения педалей – только до 34 км/ч.

Так же разброс передаточных чисел на звездах у кассет обычно больше и лучше, чем у трещоток.

Как визуально отличить кассету от трещотки

Если Вы держите в руках и она не установлена на велосипеде, то проще всего посмотреть: если на задней стороне есть резьба – значит это трещотка, нет резьбы, а есть выемки в центре – это кассета.

Если она уже установлена на велосипеде – посмотрите снаружи на центр блока звезд. На трещотке два маленьких углубления, одно напротив другого, с помощью которых можно открутить крышку, за которой находятся подшипники. На кассете можно увидеть плоскую гайку со шлицами, с помощью которой звезды прижимаются к барабану.

Можно посмотреть по маркировке, нанесенной на первой, самой большой звезде, вбив её в любом поисковике, и выяснить в интернете, что это: кассета или трещотка.

Если никак определить тип не удается, можно считать так:

  • если на велосипеде до 18 скоростей – то в 99% случаев там стоит трещотка;
  • если 21 скорость – 95% это трещотка, кассеты на 7 скоростей – достаточно редкий случай;
  • если скоростей больше 24 – кассета.

Маркировка кассет и трещоток

Обычно если в маркировке есть символы CS (Cassette Sprocket) – это кассета. Если есть буквы MF-TZ или просто TZ – это трещотка.

Количество зубьев на звездах трещоток и кассет обозначается одинаково: две цифры через дефис и буква “T”. Буква “T” от английского слова tooth – зуб, зубец.

Например: 14-28Т. На маленькой звезде 14 зубьев, а на большой – 28.

Выводы

Трещотки отлично подходят для:

  • не дорогих моделях велосипедов различных типов,
  • детских, , .

Если вес велосипедиста до 100 кг, он катается спокойно, без рывковых нагрузок на цепь и заднее колесо, особенно на крайние наружные звезды – то трещотка отлично справляется с задачей переключения скоростей. Часто у таких велосипедистов трещотки служат многие тысячи километров и нормально себя ведут.

Если вес велосипедиста более 100 кг или велосипед используется для длительных туристических поездок с большой нагрузкой на багажник – лучше использовать кассету. Она более надежная и легче переносит большое давление на ось задней втулки.

Если Вы любитель агрессивных стилей катания, гоняете по пересеченной местности, и при этом байк испытывает сильные динамические нагрузки на заднее колесо, например, при прыжках, скоростных горных спусках и т.п. – то однозначно для переключения скоростей нужно применять кассету.

Если Вы цените надежность, часто пользуетесь разными скоростями, Вам нужны большие передаточные числа и самое главное нет проблем с финансами – берите кассету.

И еще маленькое замечание – не забывайте еще и о планетарных втулках. В них вообще нет звезд, скорости переключаются прямо внутри втулки и не требуют никакого обслуживания.

Чем отличаются трещотки между собой?

Чтобы понять чем отличаются трещотки мы рассмотрим три инструмента разных производителей.

Расскажем об их особенностях и технических характеристиках, на которые следует обращать внимание при выборе этого инструмента.

Первая модель Новосибирского инструментального завода.

Трещотка г.Новосибирск

Стоит отметить, что это единственный завод, который производит данный инструмент в России.

Характеристики первой модели

Включение/выключение реверса у этой модели осуществляется путем перещелкивания квадратного сердечника, в центральной части инструмента, с одной стороны на другую сторону.

Трещотка производства г.Новосибирск

Перещелкивая сердечник, ключ нужно будет крутить в противоположную сторону, чем было до перещелкивания.

Читайте также:  Профессиональные аккумуляторные шуруповерты: советы по выбору и эксплуатации

Удержание головки, осуществляется с помощью специально встроенного пружинного шарика, как показано на картинке выше.

Рабочая головка инструмента одевается, и снимается без особых усилий, но посадочный квадрат, при снятии головки, может оказаться как в ключе, так и в самой головке.

Головка для трещетки и продолговатый сердечник

Это связано с простой конструкцией инструмента.

Простота выражается еще и в том, что у данного инструмента всего 15 зубов.

Стопорный механизм здесь тоже очень простой и состоит из шестеренки со специальными бороздками и втулки.

Стопорный механизм трещотки г.Новосибирск

Стопорит механизм втулка, которая прижимается к барабану специальной заглушкой.

В результате в одну сторону шестеренка крутится, а в другую стопорится, упираясь во втулку.

Характерной особенностью является то, что у данного цельнометаллического инструмента заглушка сделана из пластмассы, что является недостатком.

Заглушка от трещотки г.Новосибирск

Т.к. стоит пару раз ее выкрутить, и закрутить, как на ней стирается резьба, и она становится непригодной.

Вставляем заглушку в трещотку

Чтобы продлить срок ее службы, можно подложить в качестве уплотнителя какой-нибудь полиэтилен или т.п.

Вторая модель

Данный вариант инструмента более популярен, чем предыдущая модель.

Здесь уже 24 зуба, и имеется флажок реверса, переключая который получаем обратный ход инструмента.

Трещотка с переключателем реверса

В данной модели еще имеется функция фиксации головки, которая не позволяет снять/одеть головку.

Кнопка быстрого съема головки

Когда мы хотим одеть головку, нам нужно нажать кнопку с обратной стороны инструмента.

Шарик в посадочном квадрате впадает внутрь, и мы можем надеть головку.

После этого мы убираем палец с кнопки, и головка фиксируется, и просто так она уже не слетит, даже если трясти инструмент.

Для снятия головки необходимо нажать на ту же кнопку в центре инструмента, которую называют функцией сброса.

Функция быстрого сброса заключается в том, чтобы нажатием на кнопку мы смогли легко освободить головку.

Третья модель

Следующий инструмент класса «Эксперт».

По функциям, в ней есть все, то же самое, что и у предыдущей модели.

Это функции: быстрого сброса, удержания головки и реверс (флажок реверса), но в данной модели уже 72 зуба.

Третья модель

В чем же принципиальное отличие по количеству зубцов, какой вариант предпочтительней и почему?

Важные параметры для выбора трещотки

Основным параметром, на который следует обращать внимание, при выборе – это количество зубцов в механизме.

Чем их больше, тем легче работать в труднодоступном месте, и вообще производить любые работы.

Например, для сравнения возьмем трещотку с меньшим количеством зубцов 24 и с большим количеством зубцов 72.

Одеваем головки на обе модели, и поворачиваем каждую трещотку на 5-7 щелчков.

В результате, видно, что головка на трещотке с 24 зубцами провернулась заметно дальше, а с 72-мя зубами передвинулась на меньшее расстояние.

Это связано с тем, что у инструмента с большим количеством зубцов шаг значительно меньше.

А дает это следующее: допустим нам нужно что-либо открутить в труднодоступном месте, например, под капотом автомобиля или т.п.

В таких места рабочий ход трещотки очень ограничен, т.к. мешают работать стенки, шланги и другие элементы автомобиля, которые ограничивают движение инструмента.

Для модели с 24 зубцами, движение туда-сюда будет в пределах 12-17см по противоположному краю трещотки.

Такого расстояния может и не быть, т.е. 24-тизубовый инструмент будет бесполезен в таком случае, т.к. произвести поворотное движение не представляется возможным.

У 72-х зубовой модели свободный ход примерно 5-7см, что в два раза меньше и соответственно таким инструментом можно будет открутить нужную гайку или болт.

То есть буквально чуть-чуть ее нужно провернуть, чтобы произвести движение откручиваемой гайки.

Именно количество зубов в трещотке является одним из главных параметров при ее выборе.

Следующий важный момент – это надежность инструмента.

Надежность

Бытует мнение, что трещотки с большим количеством зубцов менее надежные и легко ломаются.

Отчасти это, правда, но все зависит от производителя и от качества трещоток.

В инструменте с большим количеством зубцов применяются немного другие стопорные механизмы.

Чтобы это увидеть разбираем модели с 24-мя и с 72-мя зубцами.

Сделать это довольно легко, просто откручиваем фиксирующие болтики с помощью подходящей насадки в виде звездочки.

Вариант на 24 зуба тот, который рассматривали вторым, он с крупным шагом.

Трещотка на 24 зуба в разборе

В разборе мы видим стопорный механизм в виде двух пластинок, подпирающихся пружинами, которые цепляются за 1 зуб шестерни, каждая со своей стороны.

При проворачивании в одну сторону работает одна стопорная пластинка, а при включении реверса, поворот уже идет в другую сторону, и работает другая стопорная пластинка.

В инструменте с 72-мя зубцами видно, что зубцы заметно мельче и конечно же их больше.

Шестреня трещотки на 72 зуба

Стопорные пластины здесь имеют более сложную форму, и цепляются они уже за 3-4 зубца.

Стопорный механизм на 72 зуба

В данном примере видно, что стопорный механизм отличается количеством зацепов, и надежность в таких случаях зависит не столько от числа зубцов, сколько от качества материалов.

В одном случае, например: трещотка с 72 зубами может выдерживать гораздо больше нагрузки, чем модели с 24 или 15 зубцами, а в другом случае наоборот.

Это зависит от материала, и от того насколько быстро сотрутся зубцы.

Два механизма разных трещоток

Теперь вы знаете, чем различаются разные трещотки, и сможете выбрать самый подходящий для себя вариант.

Велосипедная трещотка или кассета

Трещотка — это часть механизма цепи, передающего усилие от педали на ось колеса велосипеда. Она состоит из муфты свободного хода, ведомых звезд и кольца с резьбой. Во время езды вся конструкция закручивается настолько плотно, что становится сложно открутить ее без специального съемника и ключа.

Если велосипедом пользуются часто, в зубцы звездочек и собачки набиваются грязь, трава и песок, что может привести к поломке. Чтобы трещотка не прикипела к втулке и не заржавела из-за неправильного ухода, ее нужно разбирать, чистить и смазывать маслом или менять.

Снять ее требуется и в следующих случаях:

  • износилась собачка, что может привести к клину звезд либо к свободному вращению барабана со звездами не в одну сторону, а в обе;
  • стерлись зубья одной из маленьких звезд;
  • нужно заменить сломанную спицу.
Читайте также:  Шпатель: виды и выбор

Отличие трещотки от кассеты

Несмотря на сильное сходство трещотки и кассеты, не стоит путать их друг с другом.

Большинство современных велосипедов уже оснащается блоками кассетного типа, и их тоже требуется снимать особым способом, поскольку трещотки и кассеты не взаимозаменяемы.

Узнать, кассета перед вами или трещотка, можно двумя способами:

  1. Они отличаются друг от друга количеством звезд. На старых велосипедах с трещотками может стоять максимум 6, редко — 7 звезд для переключения скоростей.
  2. Внешне они похожи, но есть важное различие, и оно позволяет более точно определить тип механизма. На обойме трещотки расположены два углубления, которые предназначены для выемки крышки и доступа к подшипникам. На кассете нет таких выемок, но есть гайка со шлицами внутри. К тому же демонтированные трещотка и кассета различаются и с оборотной стороны: на первой есть резьба для вкручивания втулки, а на второй — все те же шлицы для установки кассетного барабана со звездами.

Как определить сборку велосипеда

Если велосипед новый, то почти со 100%-ной уверенностью можно заявить, что на нем установлена кассета. Но бывают случаи, когда на руках есть лишь втулка и неизвестно количество ведомых звезд. Тогда стоит проверить наличие резьбы на дне втулки. Резьба есть только на трещоточных втулках, а на кассетные устанавливаются шлицевые барабаны с небольшими чередующимися выступами, которые повторяют шлицы на внутренней окружности кассеты.

Снятие трещотки

Демонтаж этого механизма — занятие не из легких, если приходится заниматься этим в первый раз или он давно не снимался. Для процедуры понадобятся специальный съемник и разводной ключ.

Необходимые инструменты

Помимо этих двух инструментов, следует приготовить старые тряпки, т.к. придется измазаться маслом при снятии звезд, и емкость для шариковых подшипников, чтобы они не просыпались и не потерялись. Слишком старый механизм рекомендуется заменить, а туго привинченный или прикипевший — смазать жидкостью WD-40 и оставить на пару часов, чтобы не сломать колесо при тяге силой.

Процесс демонтажа

Разбирать трещотку желательно в указанном ниже порядке, чтобы сделать это быстро и гладко.

  1. Снять заднее колесо и поставить с опорой на стену.
  2. Развинтить все болты и гайки, прикрепляющие механизм к оси колеса.
  3. Надеть съемник на гайку втулки и прибить молоточком, если входит недостаточно плотно.
  4. Установить разводной или гаечный ключ на съемник и частыми короткими рывками против часовой стрелки откручивать трещотку. Если она не поддается, нужно удлинить рычаг. Для этого можно длинными болтами прикрутить трубку или металлический штырь между съемником и ключом. Чем длиннее трубка, тем меньшее усилие нужно будет приложить для раскрутки трещотки. Второй способ — установить любой устойчивый неподвижный держатель как плечо и, используя его в качестве рычага, крутить колесо.
  5. Снять вспомогательные инструменты и звезды трещотки и раскрутить последнюю, самую маленькую против часовой стрелки.
  6. При съеме из втулки высыпаются подшипники, которые нужно не растерять. И не забыть про вторую дорожку шариков непосредственно под колесом.

В дальнейшем следует проверить качество масла и осмотреть детали конструкции на износ и загрязненность, затем очистить их и смазать заново. Слишком темный цвет масла свидетельствует о том, что детали уже давно не смазывались и сильно изношены. В этом случае может потребоваться полная замена механизма трещотки. Подшипники также следует перебрать и сменить мятые и с пятнышками на новые.

Что лучше, кассета или трещотка

Трещотка — это более старый и изживший себя механизм, который устанавливался на старых или дешевых велосипедах. Внешне разница с кассетными барабанами может быть не видна, но она есть.

Велосипед с трещоткой можно использовать, если хозяин редко выбирается в город или на прогулки, ездит спокойно, по ровным дорогам и без накатов, то есть не перегружает заднюю ось.

Поломка оси часто случается у велосипедов такого типа по причине неравномерного расположения подшипников у основания втулки. Шарики при езде скапливаются у центральной части трещотки и оказывают давление, передаваемое на ось.

В кассетных барабанах подшипники собираются симметрично по краям втулки и, наоборот, уравновешивают ось, что позволяет утверждать, что эти механизмы лучше трещоточных.

На велосипедах с кассетами можно ездить быстро и преодолевать препятствия, заезжать на горку и не бояться, что заднее колесо выйдет из строя. Но и такой блок нужно периодически осматривать и разбирать, используя съемник со шлицами и ключ-хлыст, чтобы механизм служил долго.

Ссылка на основную публикацию